Но что же такое сама «ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»?
«Думаю, что многие из нас помнят чувство облегчения, когда мы закончили школу. Экзамены прошли! Вот и все! И вдруг кто-то предлагает нам еще раз пойти в школу! Не очевидно, зачем это надо и потому стоит попробовать разобраться, в чем суть дела, и причем здесь детское чтение.
Идея «Школы для родителей» возникла из повседневных нужд. Временами мы сталкиваемся со сложностями воспитания, которые превышают наши силы. Но все же эти сложности разрешимы, в том числе с помощью «Школ для родителей», которые есть в приходах многих стран и приносят там хорошие плоды».
Как известно, любые плоды надо вырастить, а значит, приложить немалый труд, используя разные его орудия. Но, пожалуй, самое важное – хорошие семена, то есть вопросы, ответ на которые и есть труд, могущий принести плоды «…во сто крат … в шестьдесят … в тридцать». Мф 13:8. Вот наш первый вопрос:
Как справляться с воспитанием детей в непростой окружающей действительности?
Кто не знает, сколько в этой действительности того, что мешает ребенку расти в доверии и любви к Богу и ближнему? И самое первое – пустота, в которую попадают дети, если от них отрекаются родители – один или оба.
Ребенок еще не умеет ни говорить, ни понимать, но уже чувствует, что никому не нужен. И если не найдется добрый человек, который явит ему в детстве хоть каплю родительской любви, как же трудно будет ему любить Бога и верить Его словам: «…забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». Ис 49:15.
Мало таких добрых людей на свете или много, Бог знает. Некоторые из них пишут книги, где делятся болью и радостью извечного труда: «…призирать сирот … в их скорбях». Иак 1:27.
«Более всего меня поразило в этой книге, как рассказана история Верочки. Очевидно, что это пережитые лично, глубоко прочувствованные события. Это не просто слова, не просто рассказ, это воплощенная любовь: как может любить взрослый человек ребенка. «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит».
Я удивилась тому, какие плоды принесло чтение этой книги в моей жизни. Я никогда еще с такой простотой и с таким доверием не обращалась в молитве к Богу Отцу, потому что поняла не разумом только, а всем своим существом: именно так смотрит на нас Отец Небесный, сотворивший нас. С верой, надеждой, милосердием, прозревая в нас Свой образ за всеми искажающими его чертами, терпеливо помогая, чтобы проросло и окрепло в нашей жизни то, что Он некогда с любовью в нас посеял». С. Красовская.
Согласны ли мы читать с детьми такие книги (в меру возраста, конечно!), и разделять с ними эти боль и радость? Хотим, чтобы узнав Божьи слова: «научитесь делать добро, ищите правды … защищайте сироту». Ис 1:17, они готовились к этому внутренне и понимали, что надо делать? Будем ли считать это одной из задач воспитания?
Вот еще несколько таких книг на разные возрасты:
Младшим – о том, каким удивительным образом исполнились мечты Карлоты о жизни в семье, когда её забрали из детского дома. С. Лопес. Лучшая в мире семья.
Подросткам – про девочку по имени Ритка-Марго-Гошка из семьи алкоголиков, сгоревших в пожаре. Д. Сабитова. Три твоих имени.
И про другую девочку, Эйприл, вместо мамы в 14 лет отыскавшую студента, который вынул её из мусорного бака. Ж. Уилсон. Девочка-находка.
Неприглядная реальность умножается день ото дня, и как не привить детям умение видеть, что в эту неприглядность обильно изливается благодать Божия? У кого не загорится сердце – войти в её поток и вместе с другими стать проводником благодати?
«– Значит, вы тот студент, который меня спас? Фрэнки? – – Все правда было так, как написано в газете?
– Ну конечно. На тебе не было одежды. Ты совершенно замёрзла. Я хотел тебя согреть.
– У моей мамы не нашлось для меня даже шарфа или свитера?
– Мне кажется, она не была готова к твоему появлению.
– Она так и не пришла?
– Нет. Я постоянно выходил смотреть, но она так и не объявилась. Я хожу туда каждый год первого апреля и оставляю телефон. Моя жена считает, что я не в себе.
– Вы женаты?
– У меня двое сыновей. Когда я брал их на руки, то вспоминал о тебе. Я так хотел тебя увидеть и убедиться, что тебе хорошо. Эйприл, тебе хорошо? Ты сказала, у тебя есть приёмная мама. Вы ладите? – Позвони ей! И дай ей мой мобильный, чтобы она со мной созвонилась.
Я вешаю трубку, а руки дрожат. Он говорил так искренне. Он действительно любит меня, хоть я ему и никто. Мэрион любит меня, хоть я ей и никто. Я звоню оператору и называю номер Мэрион. Я не могу говорить. Я только плачу. – Прости меня, Мэрион. Я вела себя как испорченная, неблагодарная девчонка. – Я все время думала о прошлом, о том, как меня выкинули в помойку, и… Мэрион, ты ни за что не угадаешь, что случилось!
Она перестаёт дышать.
– Ты нашла её? Ты нашла свою маму?
– Нет. Нет, я нашла Фрэнки, помнишь, студента, который вытащил меня из бака!»
Не менее горько ребенку и предательство самых близких людей. Боль души может ожесточить сердце – и как не взращивать в детях желание простить родителей, ведь оно более всего помогает жить в мире с самим собой и с ними?
«Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Втор 5:16.
«Для меня самой важной книгой стала сказка «Приключения мышонка Десперо» Кейт ДиКамилло. Удивительная по своей силе, светлая, добрая. Самая большая и больная проблема в моей жизни—проблема прощения близкого человека, который совершил предательство. Предательство в том смысле, в котором оно присутствует в сказке. Я просто нашла ответ на мучивший меня вопрос.
«Ну, разве можно надеяться, что сын простит отца, который бил в барабан, посылая его на смерть. Разве предательство прощают? Какая нелепость! Тем не менее Десперо Тиллинг ответил отцу буквально следующее: — Я прощаю тебя, папа.—Он произнёс эти слова, так как почувствовал, что это единственный способ спасти своё сердце. Иначе оно и вправду бы разорвалось».
«Сказки — это свет», — говорил тюремщик Грегори мышонку Десперо.
Читатель, я очень надеюсь, что эта сказка добавила в твою жизнь немного света». Да, эта сказка не просто добавила в мою жизнь света, она подарила мне свет!!!» Ю. Рубцова.
Эти свет и радость, которыми одаряют друг друга дети и взрослые, есть в каждой хорошей детской книге. Их проблески, капли и потоки смягчают горечь жизни. А их источник – Божья любовь, всегда рядом – и если мы захотим войти в него, он будет вращать круг нашей жизни…
«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». Ин 15:10-11.
«Это первая книга Роба Буйе – и какая! Недаром серия, в которой она издана, называется «Вот это книга!». Семь учеников пятого класса рассказывают о своей школьной жизни. Казалось бы, что интересного? А читаешь – и не оторваться. Какая глубина проникновения в судьбы этих ребят! Какие серьезные темы поднимаются на страницах книги! Самая важная, на мой взгляд, тема, которая небезразлична всем: и взрослым, и детям – сложность и красота человеческих отношений, их ценность. Эта книга может прийти на помощь подросткам в их трудностях. Она будет также интересна взрослым, поможет им по-новому посмотреть на детей и на себя самих, на мир, в котором мы живем». С. Красовская.
Вот еще несколько книг о том же:
Младшим – про червячка Игнатия, его друзей и просто знакомых – о том, как жить в мире и радости. В Кротов. Червячок Игнатий и его чудеса.
Подросткам – про школьный год мальчика Энрике, про то, как разделять со сверстниками счастье и горе, про любовь родителей и их бережное воспитание. Э. де Амичис. Сердце. Записки школьника.
И еще – про девочек, Алену и Энджи-Ангелину – о том, как радостно избавиться от зависти к подруге, как отрадно помогать другим – и как это важно для нас самих.
Вот и собрали мы урожай из семени первого вопроса – надеюсь, не последний!
Как говорится, продолжение следует – плоды из семени второго вопроса:
Как помогать детям развивать данные им Богом дары,
и учить их выстраивать честные и глубокие отношения
в семье, Церкви и обществе?
Текст А. Годинер
О «Школе для родителей» З. Шманьда ОП